Система трения в зоне промывочной жидкости – составляющее звено, оказывающее воздействие на формирование силы сопротивления движению осадных колонн в скважине.
Наличие сальников и присутствие проницаемых интервалов в центр буровой скважины, располагают к дополнительному сопротивлению, обусловленному адгезией частиц, прилипанием к стенке буровой скважины колонн, происходящему под воздействием дифференциального давления, также деформацией сальника торцом труб замкового соединения.
Обусловленная необходимость применения прибора контроля
Во время рабочего процесса необходимо вычислить влияние преобладающей составляющей доли в сопротивлении движению колонны в скважине. Поэтому измерительные действия предполагают определенные сложности с показаниями роторного монометра и ГИВ, и при измерениях движения буровой колонны не обойтись без приборов контроля.
Измерения вызваны необходимостью выбора грамотной стратегии для оперативного устранения и предупреждении проблем, возникающих при перемещении труб в скважине. На начальной стадии проектирования, это можно сделать с помощью анализа профиля скважины и ее разреза на присутствие проницаемых пластов породы, мест накопления шламов и т.д.
Такой подход обеспечит оптимальный выбор смазочного материала для определенной буровой скважины. Обозначенные функциональные характеристики смазочных материалов от производителя представлены в сжатом формате, и не позволяют правильно подобрать лубриканты для промывочной жидкости.
КТК -2 — функциональное назначение
Для этого используются методы исследования буровых лубрикантов, сгруппированных возле конкретных составляющих сопротивления. В буровой практике используется КТК- 2.Прибор способен дать мгновенную оценку схватывания используемого бурового раствора. Степень прихватоспобности определяется на основании экспериментальных данных движущихся свойств фильтрационной корки, которую получают из промывочной жидкости.
Высокие показатели качества оценки прибором выявлены в области двигательных сопротивлений перемещения колонны, обусловленной неподвижностью сальника в наклонной зоне скважины под весом придавленных к нему бурильных труб.
Техническая характеристика КТК –2.01 с ручным приводом
Прибор служит для измерения коэффициента трения корки в буровой промывочной жидкости, и предназначен для работ в осложненных условиях с задачей определения качества смазочных добавок и перспективой ее корректировки для эффективности технологических процессов.
- диаметр ложа прибора -60 мм, груза -38 мм
- точность замера торца подъема плиты – с погрешностью в 0.5 град.
- угол подъема шкалы – от 0 до 25 град.
- измерение коэффициента трения – приблизительно 4 %
- габариты -225х92х130 мм
- вес -2, 3 кг
Основные рабочие детали прибора – корка, ложе и моделирующий стенку скважины, цилиндр. Моделируемым значением стало размещение давления утолщения корки в области контакта. Процесс уплотнение осуществляется неравномерно — с максимальной степенью в начале и асимптотическим переходом на уровень наибольшего уплотнения в определенном временном периоде
Увеличение сосредоточения твердой фазы в объеме соприкасающейся области наращивается, и результат влечет необходимые соответствующие изменения фрикционных показателей. Такая взаимосвязь разрешает следить за развитием двигательных свойств корки, контролировать ее степень уплотнения в области контакта.
Прибор КТК –2 определяет фрикционные свойств корки и коэффициент липкости, динамично меняющегося в период контакта относительно уплотнения корки. Такое явление нехарактерно для коэффициента статистического трения. Касательно определенной взаимодействующей системы его параметры постоянны.
Особенности лубрикантов
Проводимые эксперименты на скважинах определили неоднозначность влияния буровых лубрикантов и их разное функциональное действие применительно конкретного раствора. Точных методик по оценке действий смазочных материалов пока не составлено. У каждого лубриканта есть слабые места и доминирующие свойства.
Это значит, что адаптивные материалы могут терять процент эффективности при дифференциальном давлении, но способны восстановить утерянные свойства под воздействием промывки. Для дисперсионных видов характерно обратное явление, когда они отлично работают при давлении, и полностью теряют функциональность под промывкой.
Это дает повод говорить о невозможности создания лубрикантов универсального назначения. Их соединение приведет к взаимному отторжению. Поэтому вопрос об уменьшении коэффициента липкости можно достичь при проведении серии испытаний в конкретно заданных условиях. Полученный результат не может соответствовать спектру условий всей скважины. Комплексное сочетание прихватоспособностей разных видов лубрикантов способно дать хороший результат.