Сегодня чаще всего используют Задвижки ЗМС с ручным приводом и диаметром условного прохода 65,80,100,150 мм, что рассчитано на давление в 21, 35,70 мПа соответственно.
Конструктивно задвижка ЗМС представлена:
- Корпусом;
- Входным седлом;
- Шпинделем;
- Маховиком;
- Ходовой гайкой,
- Крышкой подшипника;
- Нажимной гайкой;
- Нажимным кольцом;
- Манжетой, шевронного типа, изготовленной из АНГ;
- Пружиной сальника;
- Крышкой;
- Тарельчатой пружиной;
- Нагнетательным клапаном;
- Выходным седлом;
- Шибером.
Герметичность затвора ЗМС обеспечивается созданием на поверхностях седел и шибера определенного удельного давления. Но сначала это давление создается тарельчатыми пружинами. А саму герметичность создает специальная уплотнительная смазка «Арматол-238» в соответствии с ТУ 38-101-812-80 или ЛЗ-162 в соответствии с ТУ 38-1-01-315-77, попадающая в ЗМС через нагнетательный клапан.
К основным техническим характеристикам стоит отнести следующее:
- Допустимая температура скважинной среды не более 120°С;
- Реактогенность скважинной среды:
- Для ЗМС (100х21К2И, 65х35К1, 100х35К2, 100х35К2И, 100х35К1) – нефть и газ с газокинденсатом представленным Н2С до 0,5% и СО2 до 6% концентрациями по объему;
- Для ЗМС (65х35, 100х35, 50х70, 50х70М, 100х70М) – газ, нефть, газоконденсат с 0,5% пластовой воды, 0,003%СО2 и до 50% Н2S по объему каждого составляющего;
- Для ЗМС 65х35Н – вода техническая, пресная, нефтепромысловая, сточная с содержанием механических примесей до 0,3% по объему и твердых частиц в размере не более 1,1 мм.
- Ручной тип управления;
- Условный диаметр прохода 80 мм.
Регулирование проходной способности отверстий корпуса и шибера производится вручную специальными регулировочными винтами. Для упрощения ручного управления ЗМС оснащается специальными шариковыми подшипниками, на которые и устанавливаются опоры ходовой гайки. А на ЗМС с диаметром прохода в 80,100,150 мм добавляют дополнительный управляющий шток.
Кстати, резьба ходовой гайки и шпинделя вынесена из зоны, где протекает среда. Что облегчает управление и увеличивает износостойкость ЗМС. Помимо этого в данный узел подается уплотнительная смазка. Уплотнительным материалом для шпинделя служит АНГ. А для защиты корпуса ЗМС от коррозии и грязи через нагнетательный клапан в него подается специальная защитная смазка. Которая также подается и в узел уплотнения штока и шпинделя. На задвижке ЗМС имеется специальное обозначение положений «открытия/закрытия» задвижки.
Высокая ремонтопригодность. Сам ремонт состоит в замене уплотнительных элементов и периодическом обновлении шибера. Кстати, ЗМ не требует периода притирки при вводе в эксплуатацию или после замены уплотнительных элементов.