Задвижки типа ЗМ используются для перекрытия различных проходных отверстий специального устьевого оборудования. Это прямоточные с одно пластинчатым шибером, ручным управлением, уплотнением «метал по металлу» и фланцевым соединением задвижки. ЗМ – это задвижки без смазки.
Другими словами задвижки типа ЗМ предназначены для перекрытия линий дросселирования и глушения манифольда специального противовыбросового оборудования.
Задвижка типа ЗМ конструктивно представлена:
- Корпусом;
- Шлицевой гайкой;
- Шпинделем;
- Крышкой подшипников;
- Ходовой гайкой;
- Маховиком;
- Упорными шарикоподшипниками;
- Сальниковым узлом;
- Шибером;
- Седлами;
- Тарельчатой пружиной;
- Нагнетательным клапаном.
Сегодня существует широкий диапазон аналогов с гидравлическим и ручным типом управления их работой. Поэтому их принято делить по типоразмерам:
- ЗМ-80Гх35 и ЗМ-80х35, отвечающих требованиям ТУ 3-2451-91 «Оборудование противовыбросовое ОП5-230/80х35А ОАО «ВЗБТ»;
- ЗМ-80Гх70 и ЗМ-80х70, отвечающих требованиям ТУ 3-2533-94 «Оборудование противовыбросовое ОП-280/80х70 Пермского машиностроительного завода им. Ленина» и «Оборудование противовыбросовое ОП-230/80х70-А ОАО «ВЗБТ».
Современные задвижки типа ЗМ с ручным управлением изготавливают по стандарту API 6A (17-е издание) из нержавеющих и низколегированных сталей. Что позволяет использовать их как в обычных, так и в коррозионных средах, где объемное содержание СО2 достигает 25%, а также содержится НS (сероводород). Причем использовать такие заглушки можно практически в любых климатических зонах, ведь температурный диапазон их использования варьирует от (-60) до (+60)°C. В качестве запорного устройства выступает шибер с уплотнением типа «металл в металл». А для увеличения работоспособности уплотнителей используется плазменно-порошковая наплавка.
К основным техническим характеристикам ЗМ относят:
- Показатель условного прохода 80 мм;
- Уровень рабочего давления до 70 мПа;
- Ручной тип управления задвижкой.
Принцип работы задвижки типа ЗМ состоит в том, что при вращении маховика (возвратно поступательный тип движения) происходит передача этого движения через шпиндель к одно пластинчатому шиберу, который в свою очередь открывает/закрывает проходное отверстие ЗМ. Полуоткрытое положение затвора крайне нежелательно еще и по тому, что активируется эрозивно-коррозионный износ.
На заводе-изготовителе ЗМ покрывается слоем специального технического масла. А уже при сборке подшипниковый узел обильно смазывается солидолом. В корпусе, в верхнем кожухе имеются специальные прорези, через которые видно положение затвора ЗМ (закрыто/открыто). А подача дополнительной защитной смазки возможна через сам корпус.